Михаил Казиник
Новости сайта kazinik.ru
 
 
 
 

Нобелевский концерт 2005 - эпизоды

 
Перевод диалогов:
 
00:37
Джессика (далее Д.) - Я чувствую себя несколько чужой в этом мире классической музыки. Но у нас здесь – колоссальная помощь. Представляю вам – Михаил Казиник. Он – настоящий музыкальный эксперт. Он – скрипач и музыкальный исследователь. Михаил Казиник
Добро пожаловать, Михаил! Мы очень рады, что ты с нами.
Михаил Казиник (далее М.) - Я очень рад быть сегодня здесь.
Д. Это правда, что ты можешь научить меня и тех, кто удобно расположился дома на диване понять и даже полюбить классическую музыку?
1:06
М. Возможно, научить – это не лучшее слово. Я могу настроить твою энергию на энергию исполняемой музыки. И вы станете едиными.
Д. Отлично! Справишься ты за один вечер?
М.Я попробую. Если не хватит, то организуем ещё несколько вечеров.
Д. Это звучит увлекательно. Но я обещаю, что сегодня вы почувствуете что-то особенное.
Ну что? Заходим?
М. Заходим.
(Внутри)
1:35
Д. Люди занимают свои места. Михаил! Пока они делают это, не хочешь ли ты что-то сказать? Нобелевские лауреаты очень рады нашим концертам. Они с нетерпением ждут их и показывают огромный музыкальный интерес. Тебя это не удивляет?
М. Нисколько. Наоборот. Я обращаюсь ко всем родителям. Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали свой первый шаг к Нобелевской премии, то начинайте как можно раньше с музыки. Ибо известно очень давно, что классическая музыка – питание для человеческого мозга. Ничего удивительного, что Нобелевские лауреаты несут в себе знание о классической музыке. Будь то Эйнштейн или Швейцер. Всякая музыка может быть обоями, булочкой для кофе, но классическая музыка очень ревнива – она требует внимания к себе.
Д. Это обещает быть очень увлекательным. Зал уже полон, но мы ждём, пока принцесса Виктория и представители Двора зайдут в королевскую ложу. Мы ждём ещё немного.
(После паузы)
2:51
Вы смотрите Нобель концерт 2005.
Скоро на сцену выйдет Йо-Йо-Ма Сейчас принцесса Виктория зайдёт в ложу. Напряжение в зале напоминает ожидание футбольного матча. Появляется Виктория. Зал поднимается.
(После произведения). Теперь – на старт.
4:30
Д. Как интересно: Какой приём получил Йо-ЙО-Ма и великий шёлковый путь. Он вернётся для того, чтобы играть концерт Дворжака. Теперь оркестр на сцене.
4:53
Д. Если не играть Дворжака, то что бы ты сыграл. Концертмейстер играет народную мелодию и говорит: ПольскаБелльмана..
Как чувствуется после репетиции. Дирижёр: Устал, устал. Но зал так эмоционален, что не даёт возможность расслабиться.
Д. Музыканты сидели на сцене перед самым началом концерта и продолжали заниматься, хотя все репетиции позади. Почему?
5:26.
М. Во всём этом виноват Стравинский. Он написал так сложно, что практически невозможно выучить это за одну неделю, даже таким мастерам, как музыкантам королевского оркестра. Все должны заниматься как сумасшедшие. Даже концертмейстер – выдающийся скрипач – сидел и тренировался на сцене 2 часа. Многие музыканты по полтора. Стравинский написал так, не думая о возможностях музыкантов.
5:53.
Знаешь, однажды Бетховен написал для скрипки столь сложно, что музыкант - скрипач взмолился: Людвиг, это невозможно исполнить. Знаешь, что Бетховен ответил? Неужели ты полагаешь, что я думаю о твоей ничтожной скрипочке, когда я разговариваю со Святым Духом.
Д. Как ты думаешь, эта музыка подходит Сакари как дирижёру?
М. Это будет подлинная ЖАР-птица. Потому что сам дирижёр – огонь. Я предлагаю внимательно смотреть на него, когда камеры будут показывать его работу крупным планом. Он так эмоционален и энергетичен, что фейерверк Жар_ птицы подходит ему идеально.
7:03
Д. Если бы ты поставил оценку работе дирижёра между 1 и 5, то что это будет?
М. Это пять без сомнения. Нечасто встречаешь дирижёра, который такой эмоционально огненный. Помнишь, когда птица летит как реактивный самолёт, и Стравинский пишет два форте, то Дирижёр позволяет себе 4. Он вытаскивает из музыкантов все силы до последней капли. Они выжаты и необходим отдых
Д  Да, музыканты должны зарядиться новой энергией перед 40-минутным концертом Дворжака. А мы в перерыве пройдём в Грюневальд зал, где пообщаемся с Нобелевскими лауреатами.
07:50.
Роберт Оуман: Больше всего меня привлекает музыка Барокко, Также Ренессанса.
Но главное для меня – Бах. Ибо Бах глубже всех. Правда я люблю и Вивальди, и Генделя.
Но Бах...
8:15
Д Сейчас будет Йо-Йо-Ма с концертом Дворжака.
9:26
Д. Теперь мы будем говорить о сложных вещах. Дворжак и его очень знаменитый концерт.
9:37
М. Первое – слово «концерт». Оно имеет два перевода. С латинского и с итальянского. В одном случае оно означает соревнование, в другом  - согласие. За и против.
Что означает, когда мы слушаем концерт для виолончели с оркестром? Это значит – соревнование между виолончелью и оркестром. Виолончель – личность против оркестра – символизирующего общество.
Д Как? Это значит, что они будут соревноваться?
М. Конечно. Они соревнуются друг против друга. Например, когда оркестр начнёт играть то прозвучит вот этот мотив. (играет). Обрати внимание на этот мотив. Если ты его не запомнишь, то не сможешь следить за развитием. Это – как в архитектуре, где всё общее строится на отдельных мотивах. Слушай ещё раз. Запомни.
Д Но почему я должна запомнить? Расскажи. Что здесь важного?
М. Это – зерно. Во всём симфонизме. В чём принцип муз. развития. Ты сажаешь зерно – развивается сад. И ты видишь, как развилось это зерно. Слушай! Например, оркестр начинает трагически: Например: Ты не любишь меня. Мне очень горько. А теперь послушай как начнёт играть солист. У него тот же мотив в мажоре. Это – я люблю тебя. А теперь послушай ещё один чувственный момент. Очень чувственный.
Д. Да, это действительно, я люблю тебя. Это, действительно не так сложно.
М.Как только ты услышишь мотв и его развитие – будет очень легко. Внезапно. Всё начинается с оркестра. Он играет три темы. А потом солист. Обрати внимание на вторую тему. Её виолончелист играет гениально. Он – один из лучших музыкантов через времена.
15:34
Кто ты считаешь был лучшим на поле.
М Сложнейший вопрос, который ты можешь мне задать.  Я считаю, что здесь – три победителя. Все на первом месте. Это – фантастическая, космическая монгольская певица, горловое пение, невероятный голос, затем – дирижёр с его энергией. Это что-то невероятное. И конечно, виолончелист – один из гигантов нашего времени.
Джессика! Ты получила новые впечатления, чувствования. Ты так же дика как и в начале?
Д.Я считаю, что я зашла в новое измерение. Мне ещё много предстоит, но особенное чудо – твои комментарии как услышать. Спасибо, Михаил.
16:44
Д. Этот концерт открыл для меня совсем новые невероятные вещи. Прежде всего – Михаил, его экспертность. Состояние в зале – я никогда не могла подумать, что это так интересно. К тому же я поняла, как глубока связь между всеми Нобелевскими лауреатами и классической музыкой. Можно констатировать раз и навсегда связь между наукой мышлением и классической музыкой. Конечно, креативность исследователя предполагает общение с креативной культурой. Такая музыка хороша для мозга и сердца.
 
 
Дополнительная информация: www.yoki.ru/creatiff/science_/10-12-2009/81280-nobel-0/