Михаил Казиник
Новости сайта kazinik.ru
Артек журнал "Радуга"
 
статья 15 летней журналистки
 
«Нет расстояний, есть начало»
Так звучит первая строка одного из прекрасных стихотворений Михаила Семеновича Казиника. Этого человека справедливо называют ныне живущим гением. Он скрипач, крупный общественный деятель, искусствовед, эксперт нобелевского концерта, исследователь в области музыкотерапии, режиссер, актер, профессор драматического института в Стокгольме и высшей школы бизнеса Скандинавии.
Шествие к звездному Олимпу Михаил Семенович начал с раннего детства. Уже в три года он научился читать и знал наизусть все известные стихи Чуковского, Маршака. Мальчику достаточно было один раз прочитать сказку, чтоб она навсегда отложилась в его памяти. Артистичный и выразительный от рождения, он не раз выручал своих нянечек в детском саду: предприимчивые воспитательницы сажали юного Мишеньку на сцену и спокойно уходили по своим делам. Женщины знали, что импровизирующего ребенка дети могут слушать часами. Вот так проходили первые концерты четырехлетнего дарования.
Михаил Семенович был активистом по жизни: он писал стихи, музыку. Будучи школьником, он научил своих одноклассников играть на музыкальных инструментах и создал из них оркестр, где был скрипачом и дирижером. Подростки, ни разу в жизни не державшие в руках инструментов, быстро постигли азы нот и ритмов, оркестр стал получать награды. После таких достижений Михаила, ему просто не могли не вручить путевку в «Артек».
Для 13-летнего мальчишки каждый лагерный день был неожиданностью. Михаил, никогда не видевший Черного моря, кипарисов и пальм, летал в облаках. Романтика переполняющая «Артек» сделала свое, и юный маэстро впервые влюбился. Он писал своей избраннице красивые чувственные стихи, которые просто не могли остаться без внимания. К сожалению, Михаил Семенович наотрез отказался называть имя своей любимой, потому что «она многим известна». Но кроме любви были и выступления на костровой площади. На одно из них приехали два высокопоставленных гостя: индийский президент Саправали Радхакришнан и первый секретарь ЦК Никита Сергеевич Хрущев. После умопомрачительного выступления юного музыканта, они оба обняли пионера. Михаил и представить не мог, что вскоре после этого вернувшийся в Индию Саправали Радхакришнан умрет, а Хрущев будет срочно вызван в Москву, где его снимут во всех должностей. Правда, это случится позже, а пока у Миши свое несчастье: возвращаясь после концерта из «Горного», он упал. Сильный удар об каменную плиту вызвал ужасную опухоль на надбровной дуге. Мальчишку долго лечили в артековском госпитале, ему даже пришлось уехать домой уже после окончания смены. Сейчас Михаил Семенович полушутя утверждает, что именно произошедшее потрясение окончательно и бесповоротно перевернуло его сознание, и он стал развиваться семимильными шагами.
Любой, кто хоть однажды побывал в «Артеке», мечтает вернуться обратно – не пионером, так вожатым (не узнаешь себя?). Но и здесь Михаил Семенович отличился. Вскоре, после возвращения из лагеря, он стал ярым антисоветчиком. Мальчик понял, что есть две стороны: одна – это чудесная страна полета, веры в красоту и совершенство, а с другой, все происходит в атмосфере идей, не имеющих права на существование. Все эти мысли появились после прочтения романа Достоевского «Преступление и наказание». Михаила Казиник понял, что Раскольников и есть первое предупреждение того, что коммунист и фашист могут существовать в одном лице. Михаил неожиданно осознал, что общество, в котором он живет, создало идею, при которой можно убить. Раз можно причинить боль людям, значит, идея страшна. «Артек» стал ассоциироваться с идеальным коммунистическим раем, в который музыкант перестал верить. Начались конфликты, ведь память о детстве, встреченных людях была сильна, но идея казалась недопустимой. Отряд, десант, рейд, битва за урожай – все эти слова стали для юного Михаила признаком милитаризма, потому что в мирный язык проникли военные термины. Даже понятие «лагерь» не имело чудесного значения. По мере осознания того, что все идет в никуда, что за счастливыми разговорами о красоте и высшей добродетели стоит машина уничтожения личности, духа, души. Эта трагедия сопровождала Михаила Семеновича всю жизнь. Детство само по себе прекрасно, а вот атмосфера, в которой проходит детство, которая не дает возможности быть самим собой – ужасна. Скоро за Казиникам установит надзор КГБ, его стихи запретят пускать в печать, музыканту нельзя будет выезжать за границу.
Но, несмотря на все невзгоды, была вещь, которую Михаил Семенович до сих пор вспоминает с улыбкой – артековские песни. Эти чудесные мотивы детства возвращают его в прошлое, вызывая слезы на глазах. Он даже написал музыку на стихи артековца Миши Гусятина, которую, правда, так и не отправил.
– «Артек» – это навсегда, безусловно. Потому что в нем хитро переплетаются и детство, и любовь, и патриотизм, и чистота природы. Все можно выдержать ради того, чтобы потом побежать к морю, где-то поцеловаться, – улыбается Михаил Семенович.
Став экспертом Нобелевских концертов, он начал общаться с людьми на интернациональном языке – языке искусства. Михаил Семенович уверен, что, воспринимая музыку без слов, принимая ее пластику, как высшую энергию, люди проявляют свои способности. Музыка – энергия Космоса, и только открытый человек способен воспринять ее как часть космического дара. Где бы Михаил Семенович не выступал, он моментально находит контакт со всеми людьми. Маэстро как бы настраивает подсознание слушателей на волну той музыки, которая будет звучать, чтоб люди поняли его. Он уверен, что после трагедии Вавилона, Бог все-таки сжалился над людьми и дал им общий язык – музыку.
У Михаила Казиника есть теория, что человек по своей природе гениален. Это закон космической этики. Но, попадая на Землю, он оказывается в болоте с устоявшимися мнениями и готовыми точками зрения, которые по мере взросления сообщаются маленькому гению. А цель общества – излечить от гениальности, чтоб все выстроились в одну линейку, ходили по команде. Нам это удается, а где не получается, появляются Моцарты и Бахи.
Трагическая судьба многих талантливых людей не пугает Михаила Семеновича. Это сущность человека, проявляющего себя гением. Он невольно вступает в борьбу с обществом, преследуя одну цель: несмотря ни на что победить. Если же признание появляется при жизни, борьба прекращается. Такое случалось не раз. К примеру, Сибелиус в молодости был талантом, боролся за свободу Финляндии, был национальным героем, писал музыку. А потом, когда Финляндия добилась свободы, первое, что она сделал – назначила пожизненную стипендию великому, гениальному Сибелиусу. Он построил себе роскошную виллу, поселился в сказочном лесу у озера. Все величайшие музыканты мира считали своим долгом посетить замечательного маэстро. Он прожил 90 лет, но вот беда, последние сорок ничего не писал, потому что ему было хорошо, он не должен был думать, где взять кусок хлеба, не задумывался о врагах. Все у него было замечательно, но он перестал быть творцом. Никому не причинял зла, тихо жил в своем доме и так же тихо умирал. Композитор Россини, начав жизнь богача, тоже замолчал, он стал «баловнем Европы». Когда-то на его концерты стекались люди, но последние тридцать лет жизни он не создал ни одной композиции. Зато занялся кулинарией. Появился целый ряд блюд а-ля Россини, а музыки, увы, больше не появилось. «Гению лучше, когда его держат в черном теле!» – утверждает Михаил Семенович, вспоминая историю Солженицына. Книга «Один день Ивана Денисовича», где Солженицын раскрыл ужасы каждодневной жизни в ГУЛаге, вызвала фурор. Вопреки всем ожиданиям, Хрущев не стал возмущаться, а даже велел равняться на писателя. Все стали подражать Солженицыну и он, окрыленный победой, не заметил, как его творчество ушло на второй план. Может, на этом история и закончилась бы, но тут к власти пришел Брежнев и запретил-таки это произведение. Тогда Солженицын нашел в себе силы поднять голову и опять приняться за работу. Он не мог жить в обстановке всеобщего понимания, потому что был бунтарем по жизни.
Чем примитивнее человек, тем проще ему живется. Зная две вещи, он спокойно живет между ними. Когда же появляется следующий пункт, опровергающий предыдущие, он уже не может спать, пытается найти ответ на вопрос. Человек простой стремится к точке покоя, а идея гениальности заключается в постоянном поиске, страстном желании добраться до истины.
Михаил Семенович хочет своим творчеством дать каждому человеку шанс, потому что есть целый ряд людей в мире, которые не получили его. Они попали в такую атмосферу, в которой никогда не узнают, на что способны. Поэтому надо выявить таких людей. Задача маэстро – помочь проявиться личности. Его идея просвещения очень серьезна.
Не удивительно, что Михаил Семенович – человек с богатым жизненным опытом решил создать академию элиты и тем самым противостоять всему Западу и Европе.
– Короткого человека растянуть нельзя, а длинного можно отрезать. Низкие не пострадают, а под ударом окажутся такие высокие люди как Моцарт, Бах, Бальзак, Чайковский, Брамс, Достоевский, Григ, потому что они не подходят под рамки устоявшегося мышления. Подлинная европейская культура уничтожается, а на смену ей идет нечто непонятное, сумбурное. Государства, отрицающие элиту, отрицают свое развитие.
Предположительно, академия будет располагаться в трех местах: В Одессе, Лубнах и… «Артеке».
– Лубны – небольшая провинция, и ничто не будет отрывать студентов от духовных размышлений. – Объясняет свой выбор Михаил Семенович. – Одесса – город, уникальный по количеству гениев на квадратный метр. Но кроме музыкантов, поэтов и писателей, Одесса подарила миру самое главное – юмор. Когда все плакали, Одесса смеялась. А в «Артеке» академия будет по двум причинам. Во-первых – роль играет уникальное положение «Артека». Он как бы скрыт от внешнего мира горами и морем. Во-вторых, в лагерь постоянно приезжают дети со всех уголков планеты, перед которыми студенты могут выступать. Воспитываясь сами, они будут учить 13-14-летних ребят. Это будет экзамен для студентов. Юные академики пройдут через идею театра. Кроме того, можно будет открыть малую академию, в которую будут ходить артековцы.
«Нет расстояний, есть начало». Да, в свои пятьдесят пять лет Михаил Семенович только начинает путь творческого становления. Ему еще столько надо успеть сделать, и я уверена, что у такого человека все получится, просто не может быть иначе.
Ольга Завьялова.
P.S. Возможно, мои впечатления от общения с этим удивительным человеком так и остались бы на уровне слов, если бы я не побывала на его концерте во Дворце Суук-Су. Михаил Семенович выступал перед артековцами из «Морского», «Речного» и «Озерного» лагерей. Маэстро с улыбкой на лице налаживал контакт с ребятами: шутил, рассказывал забавные истории и постепенно, «чтоб не испугать», подводил их к музыке. Сначала была сыграна одна композиция Моцарта, такая одинаковая, но каждый раз воспринимающаяся слушателями по-новому. То это первая любовь, то последний дождь, то море, вот-вот готовое поглотить маленькую шлюпку. Когда он играл, по коже бежали мурашки, ощущалось невероятное чувство легкости и полета. После завершающей композиции, исполненной на скрипке, весь зал аплодировал стоя. Может и не все артековцы поймут то, что до них хотел донести Михаил Семенович, но они все равно будут помнить это выступление, которое стало пусть и небольшой, но значительной переменой в их жизни.
 
Ольга Завьялова 
 
 
Хокку, написанные детьми школы № 232 Санкт-Петербурга после второй встречи с Михаилом Казиником:
 
Звезда, упавшая с небес
Погасла, но не умерла
Сменила форму...
                                         Глобенко Игорь 15 лет
 
 
Дьявол
Исчадие ада
Или великий композитор
                                         Олеся Ганжа 13 лет
 
 
 
Я стою в дверном проёме
И не знаю куда идти...
Останусь на месте
                                          Грачёва Женя 16 лет
 
 
Тончайшая нить
Погрузила меня
В этот мир...
                                           Фролова Саша 13 лет
 
 
Как часы звучит жизнь,
Которую мы должны прожить,
Которую уже прожил Шуберт
                                          Галкова Юля 12 лет
 
 
 
Навязывает правительство
Ничтожные проблемы
Пытаясь превратить в послушные стада...
                                           Генералов Сергей 16 лет
 
 
Жизнь лишь сон
А смерть - пробуждение
Для этого мы и живём...
                                             Бычков Андрей 16 лет
 
 
Он не жалел себя
Всю жизнь он шёл вперёд
И он родился...
                                           Овчинников Артём 16 лет
 
 
В жизни есть одно
Ты и твоё второе Я
Навсегда...
                                           Ализаде Илькин
 
 
Тишина - путь к совершенству
Но совершенство бесконечно
А тишина – нет
                                           А Тихомиров 16 лет
 
 
 
Как годы пройдут – решать нам
Не важно время
Важно что оно значит для нас.
                                              Попов Никита 17лет
 
 
Музыка закралась в душу
Открыла раны
Залечу ль не знаю. Трудно...
                                               Шанкин Д 15 лет
 
 
Человек не может прожить тысячу лет
Но он может прожить
Вечность.
                                                Матвеев Дмитрий 15 лет
 
 
Каждый человек рождён, чтобы изменить жизнь другого человека
В то время как другой человек
меняет жизнь кому-то ещё.
                                            Надя Костякова 14 лет
 
 
Пусть школа мне не нравится
Но школа – это истина
И без неё никак.
                                             Титова Ксюша 13 лет
 
источник:  http://www.nanya.ru/beta/articles/40170.html